воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Вокруг света: морские приключения татарстанцев

Татарстан – на суше, но наши земляки приложили немало сил в покорении водной стихии. В послужном списке не одна кругосветная экспедиция, участие в южнополярных экспедициях и исследовании Антарктиды. А в нынешнем году - путешествие в Великобританию на яхте, подаренной принцем Уэльским Чарльзом. Читайте в материале о морских путешествиях наших земляков и о людях, предпочитающих волну суше. 


ПЯТЕРО В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИНЦА ЧАРЛЬЗА

В июле нынешнего года пятеро воспитанников зеленодольского яхт-клуба «Дельфин» отправились в большое путешествие к берегам туманного Альбиона. Историко-патриотическая экспедиция, приуроченная к дате начала первой мировой войны (28 июля 1914 года) стартовала 4-го июля из Санкт-Петербурга.

Экипаж из четырнадцати человек прошел порядка 3,3 тысячи миль на океанской парусной яхте «Adventure» («Приключение»). Ребята увидели прославленные города - Хельсинки, Рига, Щецин, Киль, Портсмут и Балтийск.

Расскажем несколько слов и о яхте «Adventure». В 2003 году Северную столицу посетил принц Уэльский Чарльз. Тогда состоялась торжественная передача учебной яхты «Adventure» военного ведомства Великобритании министерству обороны РФ. Тот визит принца в Санкт-Петербург стал вторым по счету и знаковым, по сути. Ведь принц Чарльз - первый из представителей британской королевской семьи в 1994-м году, кто посетил город на Неве после событий 1917-го года.    

Также напомним, республиканский яхт-клуб «Дельфин» создан по инициативе руководства ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в мае 2011 года. Сегодня воспитанники клуба составляют одну из ударных групп республиканского парусного спорта, завоевывая призовые места на региональных соревнованиях. В походе на яхте «Adventure» приняли участие спортсмены из Татарстана - Тимур Ахмадуллин, Рудольф Быков, Иван Ильин, Ильсур Зиганшин, Иван Грачев и тренер команды Мадина Исламгараева.

Воспитанники зеленодольского яхт-клуба "Дельфин" на океанской парусной яхте "Adventure". Июль, 2013. 
КРУГОСВЕТКА ПО-ТАТАРСКИ

Ребята из Зеленодольска – будущее парусного спорта, в то время как казанцы - участники первого кругосветного путешествия в современной России на яхте – хранители традиций. История татарстанской яхты «Nord Star» красивая и увлекательная как приключенческий роман. По большей части предприятие грандиозная авантюра, пусть и местячкового масштаба. Пять человек отправились на яхте в кругосветное плавание. А реальный опыт моряка был только у одного человека – капитана.  

Итак, 30 августа 1997 года Казань во главе с тогдашним мэром Камилем Исхаковым проводила в счастливый путь команду яхты «Nord Star» («Северная звезда»).  Коллектив новоиспеченных мореплавателей возглавил Олег Тюрин, на тот момент являвшийся директором спорткомплекса ФСК «Локомотив».  Яхта с закрепленным на мачте флагом Республики Татарстан покинула Казань … 

За два года плавания команда не раз столкнулась с трудностями. В Полинезии яхту «разъедали» морские черви, проделавшие в корпусе ходы толщиной с палец. Отремонтировались и поплыли дальше. А во время самого долгого перехода в Индийском океане яхтсмены чудом спаслись от сомалийских пиратов. На помощь вовремя подоспели французские легионеры, блокировавшие бандитов на входе в Красное море.

Будни морских путешественников - океан кормит
Участники похода в письмах на большую землю делились впечатлениями о путешествии. Вот, что яхтсмены писали на пути к Таити:
«В бухте тишина, прозрачная вода. Около яхты резвятся маленькие акулки, разгоняя рыбу. Атолл по форме напоминает ступню человека. На южном конце, на самом большом острове находится небольшой поселок.

Побывали в поселке и посмотрели на сонных его жителей... Двери у всех открыты и к двери выставлено все лучшее, что есть в доме. А около домов лежат сонные хозяева и сквозь прищуренные веки разглядывают чужаков. У нас создалось впечатление, что они так сидят круглые сутки. Это подтвердил продавец немец в магазине-пекарне. Их здесь ничем не расшевелишь...»

Команда «Nord Star» преодолела 50 тысяч миль водной поверхности. Более того татарстанские яхтсмены первыми из россиян обогнули Австралию не с севера, а с юга (со стороны Антарктиды).

После грандиозного приключения и возвращения в Казань тринадцати метровая яхта сгнила у причала на пляже «Локомотив». Сейчас ее восстанавливают спортсмены из яхт-клуба Козьмодемьянска.

АСТРОНОМ И ПУТЕШЕСТВЕННИК

Татарстанская яхта «Nord Star» хоть и обогнула зеленый континент с юга, однако льдов Антарктиды экипаж так и не увидел. Зато это сделал ученый и ректор Казанского университета Иван Симонов. Правда, в первой четверти XIX века. На это время пришлись самые смелые экспедиции русского флота.

Ивану Симонову, будущему ректору Казанского императорского университета, предстояло стать не только видным астрономом, но исследователем южного полушария. Под командование легендарного капитана Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на небольших шлюпах «Восток» и «Мирный» (не приспособленных для плавания во льдах) в 1819 году началась грандиозная трехгодичная экспедиция в Антарктиду.

До похода российских мореплавателей считалось, что южный материк окружает сплошная кромка льда, которую невозможно преодолеть. К такому выводу пришел английский первооткрыватель Джеймс Кук, достигший в «семидесятых» годах XVIII века южнополярных морей. Ему поверили и целых 45 лет в Антарктиду не ходили экспедиции. Наши мореходы развеяли миф Кука.

Отметим, в плавании Симонов собрал в южной полярной области и на островах Тихого океана большую научно-естественную коллекцию. По возвращению порядка  180 экспонатов ученый передал геологическому и зоологическому музею университету.

Экспедиция в Антарктиду для будущего ректора Казанского Университета Ивана Симонова началась в 1819 году.
 «С ПРИЧАЛА РЫБАЧИЛ АПОСТОЛ АНДРЕЙ…»

В «девяностых» годах прошлого столетия на воду спустили яхту с красивым именем «Апостол Андрей». Корабль три года строили в Твери. Пророчили ей дальние плавания по северным морям и грезили о кругосветном путешествии.  И в 1996 году работы закончили. Но судно оставалось безымянным. По традиции русского флота яхтсмены обратились с просьбой благословить экипаж и помочь выбрать имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.  
Тогда священнослужитель напомнил об исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного. Начиная со времен Петра I и до 1917-го года, корабли российского флота ходили под Андреевским флагом. Как дрожали шведы, завидев на горизонте белые полотнища с двумя диагональными синими полосами, образующими крест. Зародившийся русский флот и железная воля Петра перекроили международный баланс военных сил на море. Россия стала, в том числе и морской державой.

Имя для лодки искали долго. Тогда и вспомнили историю раннего христианства. Известно, что Апостол Андрей и его брат Апостол Петр были рыбаками. 
Из истории раннего христианства известно, что Апостол Андрей вместе с братом Апостолом Петром были рыбаками. И в христианской традиции их чтят как покровителей морской торговли. К тому же согласно средневековому преданию Апостол Андрей посещал земли будущей Руси. И поэтому его принято считать святым покровителем земли русской.
На яхте «Апостол Андрей» из года в год совершаются путешествия по северным морям. Суровое Баренцовое море, бухта Колс, откуда в 1913-м году знаменитый исследователь Арктики Рудольф Самойлович вывез первый русский полярный уголь и конечно красивейшие пейзажи изломанных фьордов – вот только некоторые декорации северных морей. В одном из арктических походов участвовал известный в РТ бизнесмен Альмир Михеев[1].

РЕАЛЬНОСТЬ И РОМАНТИКА

Морское ремесло, воспетое Джеком Лондоном, не всегда окружено романтикой приключения. Суровый труд и напряжение всех сил, о которых писал автор, есть условия выживания перед непокорной стихией.

«Романтика рулежки на яхте, укрощении стихии? Это в книжках, а в настоящем море мозг регулярно вычисляет нагрузки на яхту, тенденцию ветра, необходимость изменения конфигурации парусов или тактики», - делятся в отчетах участники ранневесеннего перехода в Черном море.

Яхтсмены Татарстана прошли более 600 миль во фьордах Северной Норвегии. 2012 год. 
Для яхтсменов открыты не только водные просторы, но и полотно истории. Путешествие позволяет ощутить дух и силу времен на собственной шкуре. В 2012 году две группы яхтсменов из городов Татарстана во главе с казанцами Рустамом Гайнутдиновым и Мансуром Рахматуллиным прошли более 600 миль по фьордам Северной Норвегии. Эти пути давным-давно использовали варяги, открывавшие огромный мир на легких ладьях.

Улов в норвежском море.
Татарстанцы без происшествий прошли под парусами опасный водоворот Мальмстрем, который средневековые мореходы обходили стороной, опасаясь гигантской воронки, засасывающей корабли в бездну. Хотя в действительности никакой воронки нет. Просто в этом месте встречаются два океанских течения – Гольфстрим и внутреннее норвежское – образуя постоянный водоворот. Пусть современные лодки обладают достаточной маневренностью и сильными двигателями, но к Мальмстрему моряки до сих пор относятся осторожно и даже с опаской.

КАЗАНСКОМУ ЯХТ-КЛУБУ – СТО ЛЕТ

Век тому назад в Казани группой энтузиастов был создан яхт-клуб. В 1913-м году казанский яхт-клуб стал пятым по счету в царской России. Санкт-Петербург – в 1846-м году,  затем Рига – в 1872-м году открыли набиравшие популярность заведения. На Волге парусное движение дало о себе знать в Саратове. В городе двери яхт-клуба открылись в 1876-м году. Более чем через тридцать лет к яхтингу приобщились Самара и Казань.  

Об основоположниках парусного движения в Казани напоминает остров Маркиз, названный именем маркиза Виктора Паулуччи. Дворянин был одним из основателей казанского яхт-клуба. Остров до заполнения Куйбышевского водохранилища оставался излюбленным местом отдыха горожан. Здесь размещалась база отдыха, летом – палаточный городок.
Сегодня ничего этого на острове нет, но с началом весны к песчаным берегам нередко причаливают отдыхающие на воде. На самой высокой точке о. Маркиз установлен крест, в память о трагически погибших в мае 2003-го года на парусном катамаране «Черная каракатица» яхтсменах Романе Морозове и Дмитрий Забуженко.

Казанская парусная регата. Начало 1970-х годов. Фотограф Илья Мазо. 
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАРУСА

Первая мировая война, революция 1917-го, а затем и Великая Отечественная Война приостановили развитие парусного движения в нашем регионе. Но во второй половине XX века наметилась положительная динамика. Стали появляться парусные секции - одна за другой.

На озере Кабан при ДОСААФ существовал парусный клуб с неплохой матчастью. В конце «пятидесятых» - на реке Казанка открывается секция при заводе им. Горбунова. Еще через десять лет – клуб КАИ. Параллельно начинают работу спортивные организации при СК им. Воровского, в начале «семидесятых» парус поднимает завод «Радиоприбор». В эпоху Брежнева парусный спорт развивается. Есть условия – хорошая техническая база, подготовленный тренерский состав и уверенность в необходимости приобретенных навыков. Стране требовались технические специалисты, моряки и боевые офицеры.

Открытый чемпионат РТ "Volga Open Race 2013". Фотограф Борис Зайцев. 
В перестроечное время все процессы пошли на убыль. В «восьмидесятых» годах открывается яхт-клуб «Рубин» (сегодня СДЮСШ «Авиатор»). Кстати казанские спортсмены в это время в качестве наблюдателей участвовали на парусной регате в Таллине, проходившей в рамках московской Олимпиады. 

После 1990 года в городе открылся только один центр парусного спорта и туризма на полуострове «Локомотив». У последнего – громкое название. В действительности же – центр состоит из двух железнодорожных контейнеров со спортинвентарем внутри. И все. 

ЯХТИНГ СЕГОДНЯ

Парусный спорт сегодня переживает подъем. Новые парусные секции есть в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Елабуге, Болгаре и Зеленодольске. В планах федерации парусного спорта РТ – создание российского тренировочного центра в Лаишево. Однако впереди еще масса работы. Уже тридцать лет парусный флот в республике не обновлялся.
Материальная база устаревшая – учебных лодок не хватает. Правда, в 2013 году за счет республиканского бюджета для федерации парусного спорта закупили 25 лодок. Между тем лодки начального класса «Оптимист» стоят от 100 до 200 тысяч рублей. Хоть эти малютки внешним видом не внушают трепета, однако по их классу ежегодно проходят чемпионаты России и Европы (на «Оптимистах» соревнуются дети до 15 лет).

Будем надеяться, что дело татарстанских мореплавателей обретет достойных последователей. А парусный спорт, требующий колоссальных знаний, физических и интеллектуальных тренировок будет только развиваться, принося в спортивную копилку республики золотые медали.

Илья Береснев


[1] Альмир Михеев - в январе 2008 года на яхте Volvo 60 «NOVA ONE» пересек океан по маршруту: Натал (Бразилия) - Кейптаун (ЮАР). Переход был организован российским клубом ТРАНЗАТ.

Комментариев нет :

Отправить комментарий