воскресенье, 16 июня 2013 г.

5 фактов о Седмиозерной пустыни

Расположенный в 17 км от Казани, монастырь не раз спасал город от больших бед и потрясений



1. Основатель пустыни пришел из Великого Устюга

В 1615 году иероманах Евфимий, как гласит предание, поселился в глуши на речке Солонке (17 км от Казани). Отшельник пришел из Великого Устюга вместе с братом. В отличие от Евфимия брат был мирским человеком. Казань стала для него новом местом жительства. А Евфимий отправился в район Семи озер на речку Солонку. Скоро место отшельничества превратилось в крупную мужскую обитель.
Уже через 25-30 лет в Семиозерке построили первый храм - Вознесенский, что само по себе примечательно. Это редкий пример возведениея каменного храма в такой короткий срок после образования монашеской общины.

2. Писатель-атеист стал свидетелем чуда

Максим Горький - по убеждениям атеист - здесь в Семиозерке стал свидетелем чудесного исцеления парализованной девушки. Все произошло во время крестного хода - в тот день в Седмиозерной пустыни ждали возвращения иконы Божией Матери. Горький стоял на пригорке над озером (прим.: сейчас у монастыря озер уже нет) и наблюдал за столпившимися людьми.
 
Максим Горький в Семиозерке стал свидетелем чуда

"У ворот обители - чуда ждут: в небольшой тележке молодая девица лежит неподвижно; лицо ее застыло, как белый воск, серые глаза полуоткрыты, и вся жизнь ее - в тихом трепете длинных ресниц.
Подходят люди, смотрят больной в лицо, а отец мерным голосом говорит, тряся бородой:
- Пожалейте, православные, помолитесь за несчастную, без рук, без ног лежит четвертый год; попросите Богородицу о помощи, возместится вам Господом за святые молитвы ваши, помогите отцу-матери горе избыть".

Люди откликнулись. Вот как писатель описывает чудо:

"Тогда все вокруг охнуло, - словно земля медный колокол и некий Святогор ударил в него со всей силой своей, - вздрогнул, пошатнулся народ и смешанно закричал:
- На ноги! Помогай ей! Вставай, девушка, на ноги! Поднимайте ее!
Мы схватили девицу, приподняли ее, поставили на землю и держим легонько, а она сгибается, как колос на ветру, и вскрикивает:
- Милые! Господи! О, Владычица! Милые!
- Иди,-- кричит народ, - иди!
<...>
Остановилась, покачнулась - идет..."
 
3. Икона, спасшая Казань от моровой язвы 

В 1654 году на Волге эпидемия моровой язвы уносила жизни сотни тысяч людей. Для спасения Казани в город их Седмиозерной пустыни принесли Смоленскую икону Божией Матери (на месте встречи иконы с жителями города был основан Кизический монастырь). Крестный ход, как гласит предание, спас Казань от моровой язвы, которая пошла на убыль. Два года спустя, после повторного принесения иконы в город и вовсе прекратилась.

4. Только одна церковь из шести храмов обители сохранилась до наших дней

Первый храм в Семиозерке - Вознесенский - построили в 1640-1646 годах. Следующий - соборный храм во имя Смоленской Божией Матери - в 1688 году. На рубеже XIX-XX века архитектурный ансамбль ничем не уступал Раифскому монастырю. Над вратами - высокая колокольня с 11 колоколами. В центре монастырского прямоугольника белел собор во имя иконы Божией матери.

К северу от собора в 1899 году возвели храм во имя преп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского.
На сегодняшний день в монастыре сохранилась только один храм из шести
На протяжении своей трехсотлетней истории монастырь не знал серьезных упадков и потрясений. Седмиозерку опустошила революция 1918 года. Лишь по развалинам мы можем судить насколько величественным был главный храм.

На сегодняшний день из шести храмов обители сохранилась лишь поминальная церковь во имя преп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского. В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. С этого периода началось возраждение монастыря немногочисленной братией.

5. Марийцы-язычники приносили в жертву волов и коней

Ходят легенды, что до основания монастыря в местном лесу рос невиданной величины дуб. У этого величественного дерева язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов. Все ветви дуба были увешаны сырыми шкурами забитых животных. Но однажды во время одного из обрядов в дерево ударила молния ...

"Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." - инок Евфимий стал свидетелем этого события. Говорят, что после той бури жертвоприношения прекратились.

По материалам "Путеводителя по святыням Казанской епархии" А.В. Рощектаева

Братия в монастыре живет натуральным хозяйством. У них есть своя пасека,  на территории - парники, грядки ....
p.s.: В моей дорожной карте Седмиозерная пустынь никак не обозначена. После поездки у меня сложилось впечатление, что это место и не должно быть "раскрученным". Видно, что братия живет уединенной жизнью. На поддворье есть пасека, стоят парники - натуральное хозяйство кормит общину. На территории невероятно тихо. И наверное хорошо, что этот монастырь затерян для массового туриста.

Комментариев нет :

Отправить комментарий