Как птица рвется в небо, мотогонщик стремится на трассу. Сливаясь с
техникой, как одно целое, ищет свой путь к победе. Мотогонки – одни из самых
ярких, зрелищных и сложных спортивных соревнований. Какие настроения царят
среди мотогонщиков в нашей республике? Чем запомнился уходящий сезон – 2014. Об
этом и о многом другом журналу «Идель» рассказали спортсмены, тренера и
поклонники спорта.
КАК ПО МАСЛУ
Случайность может перечеркнуть
весь спортивный сезон. На старте сезона Даниилу Фёклину, талантливому
казанскому гонщику, мотоцикл на трассе KazanRing подготовил неприятный сюрприз. Почему в спорте важна
каждая мелочь рассказывает сам спортсмен:
![]() |
Даниил Феклин |
Даниил Фёклин, казанский мотогонщик, участник Чемпионата и Кубка России
RSBK по шоссейно-кольцевым гонкам:
«Перед началом сезона-2014 зимой тренировался в Испании. Там инфраструктура развита гораздо лучше, чем в России. У новичков есть возможность брать мотоцикл в аренду, нанимать инструкторов для индивидуальных занятий, есть мотошколы для детей. Мы пока еще не доросли до такого уровня: только начинаем перенимать опыт коллег из Европы.
Нынешний сезон выдался для меня самым худшим за все время (прим. ред.: Даниил Феклин в 2012 году стал самым юным участником Чемпионата и Кубка России RSBK). В первом этапе открытого чемпионата РТ (май 2014 года) я шел на третьей позиции. Но вдруг за несколько кругов до конца заезда выбыл из гонки. Полилось масло и попало на заднее колесо. Произошло падение.
«Перед началом сезона-2014 зимой тренировался в Испании. Там инфраструктура развита гораздо лучше, чем в России. У новичков есть возможность брать мотоцикл в аренду, нанимать инструкторов для индивидуальных занятий, есть мотошколы для детей. Мы пока еще не доросли до такого уровня: только начинаем перенимать опыт коллег из Европы.
Нынешний сезон выдался для меня самым худшим за все время (прим. ред.: Даниил Феклин в 2012 году стал самым юным участником Чемпионата и Кубка России RSBK). В первом этапе открытого чемпионата РТ (май 2014 года) я шел на третьей позиции. Но вдруг за несколько кругов до конца заезда выбыл из гонки. Полилось масло и попало на заднее колесо. Произошло падение.
Испания, трек Альмерия.
Даниил Фёклин: «Но вдруг за несколько кругов до конца
заезда выбыл из гонки. Полилось масло и попало на заднее колесо. Произошло
падение».
Понял, что в этом сезоне
торопиться уже некуда. Решил отложить участие в соревнованиях, но по-прежнему
посещал все трек дни. После этого случая единственная гонка была в сентябре. Мы
приняли участие в 3 этапе открытого чемпионат РТ. Разумеется, за очки я уже не
боролся: выступал исключительно в целях тренировки.
Гонка выдалась интересной из-за
погоды. Был небольшой дождь, и ехать на гоночной резине было скользко, но и
дождевую одевать не было никакого смысла. Гонка прошла в два заезда. В первом я
смог занять лидирующую позицию, но уступил в следующем. В итоге я занял второе
место в этой гонке. Результат неплохой, если учесть что этот сезон был явно «не
моим».
Также Даниил отметил некоторые
особенности отечественного мотоспорта:
«Многие российские пилоты в
шоссейных гонках - это люди, которые купили спортивный мотоцикл и приехали на
трек. Тем, кто перешел из мотокросса значительно легче тренироваться,
прогрессируют такие спортсмены заметно быстрее, используя полученные навыки
владения мотоциклом.
В самом начале обучения пилот
учится правильно сидеть на мотоцикле и просматривать повороты. Идет работа над самоконтролем.
Затем ученик осваивает траектории с точками входа в поворот, с точками
торможения и открытия газа. Всегда необходимо проехать круг лучше, чем
предыдущий, резюмирует Даниил».
МОТОКРОСС НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Есть гонщики, которые только
начинают свой путь в мотоспорте. Парни севшие на мотоцикл в 13-14 лет не
вызывают никаких вопросов, кроме тех, что касаются безопасности. Но когда
ребенок начинает ездить на кроссовой технике с 2,5 лет интерес возрастает в
разы. О том, как прошел сезон-2014 года для одного из самых юных гонщиков РТ
рассказали родители мальчика.
![]() |
Семен Емелькин - начал заниматься мотокроссом в 2,5 года. |
Ирина Емелькина, мама Семена Емелькина, пятилетнего мотогонщика из
Татарстана:
«За это лето Семен четыре раза участвовал в различных соревнованиях. Сейчас набирается опыта, в копилке достижений пока первых мест нет. В компании других участников боится газовать. Но когда один на тренировке – все хорошо получается. Возможно, есть страх при езде в массе, есть и усталость. Сейчас тренироваться желание совсем пропало. Может быть, к весне соскучиться по гонкам.
«За это лето Семен четыре раза участвовал в различных соревнованиях. Сейчас набирается опыта, в копилке достижений пока первых мест нет. В компании других участников боится газовать. Но когда один на тренировке – все хорошо получается. Возможно, есть страх при езде в массе, есть и усталость. Сейчас тренироваться желание совсем пропало. Может быть, к весне соскучиться по гонкам.
Отметим, сын Ирины Емелькиной
начал заниматься мотокроссом с 2,5 лет. Тренируется под руководством отца
Алексея. Занятия начали, как только Семен научился ходить. Посадили его на
велогон, чтобы мальчик привыкал держать равновесие. В полтора года сын уже
катался на электрическом мотоцикле с боковыми колесами, в два с половиной —
поехал на кроссовом мотоцикле KTM-SX50».
Так рано заниматься мотокроссом
начали, потому что заметили у ребенка способности к этому спорту, говорят
родители.
![]() |
Семен Емелькин на соревнованиях. |
БЕЗДОРОЖЬЯ
НА ВСЕХ ХВАТИТ
Картина была бы неполной без
представителей эндуро - молодого, активно набирающего в свои ряды новых
поклонников, вида мотоциклетного спорта. Дисциплина предполагает искусную езду
по бездорожью на мотоциклах и преодоление природных и рукотворных препятствий
(подробнее об этом виде спорта вы можете прочесть в №8 журнала «Идель»).
В отличие от мотокросса в эндуро на первом месте не скорость, а маневренность и абсолютное владение техникой. На двух колесах приходится вскарабкиваться по отвесным склонам, запрыгивать на каменные уступы и проходить лесные завалы. Естественно, такой досуг привлекает истинных любителей оффроуда, для которых в Казани в этом году провели – впервые - открытое первенство города по эндуро. Мы попросили рассказать одного из активистов движения, в чем секрет растущей популярности внедорожной дисциплины.
В отличие от мотокросса в эндуро на первом месте не скорость, а маневренность и абсолютное владение техникой. На двух колесах приходится вскарабкиваться по отвесным склонам, запрыгивать на каменные уступы и проходить лесные завалы. Естественно, такой досуг привлекает истинных любителей оффроуда, для которых в Казани в этом году провели – впервые - открытое первенство города по эндуро. Мы попросили рассказать одного из активистов движения, в чем секрет растущей популярности внедорожной дисциплины.
![]() |
Леонид Олюнин |
Леонид Олюнин, победитель первенства Республики Татарстан по эндуро в
2014 году, Enduro Kazan Club:
Возросший интерес обусловлен
увеличением проводимых соревнований по эндуро на мотоциклах, показательных
выступлений мотоциклистов на всевозможных шоу и праздниках, организацией групп
в соцсетях, а также доступностью на рынке эндуро мотоциклов.
Любой желающий может приобрести
себе технику, исходя из своих финансовых возможностей. С ним жизнь становится
интересней и насыщенней. Туда, куда очень долго идти пешком, а на машине не
проехать, вы добираетесь легко. Вашим взглядам открываются красочные пейзажи и
интересные места. При передвижении по городу вы тоже получаете ряд преимуществ
даже по сравнению с простыми мотоциклами, так как у эндуро очень высокий
дорожный просвет.
Эндуро подходит абсолютно всем
кто жаждет свободы, путешествий и живого общения с людьми по интересам. Кроме
приключения вы занимаетесь фитнесом, потому что во время активных поездок
теряется большое количество калорий, забываете о насущных делах и радуетесь
жизни, вдыхая свежий ветер.
Занимаясь эндуро, вы встретите
мужчин и женщин абсолютно разных профессий и возраста: от детей до пожилых
людей. Для желающих существуют специальные учебные трассы, на которых опытные
райдеры помогут поднять уровень мастерства, и даже подготовить для участия в
соревнованиях.
![]() |
Туда, куда очень долго идти пешком, а на машине не проехать, вы добираетесь легко на мотоцикле эндуро. |
ВЗГЛЯД
СО СТОРОНЫ
Советский союз в свое время
поднял на высокую планку технические виды спорта. За счет больших объемов
производства клубы оснащались отечественными мотоциклами. Работали тренера, секции
функционировали. Но в 90-е годы весь наработанный опыт, вся техническая база
пришла в упадок. Сегодня мотошколы выживают, кто как может. Мы приводим
комментарий руководителя тольяттинского мотокроссового клуба, однако
оговоримся: в Татарстане дела обстоят не лучше.
![]() |
Максим Романцев |
Максим Романцев, самарская региональная общественная организация СТК
«Мотокросс Тольятти»:
«Мы возрождаем мотокросс, но
наши ресурсы уже на исходе. Знаю, что в регионах трудно идет развитие
технических видов спорта.
У нас в городе нет школы по
мотокроссу. Чтобы как-то воспитывать и тренировать спортсменов мы взяли землю
сельскохозяйственного назначения в аренду. Все расходы на содержание оплачиваем
из собственного кармана.
В этом году мы провели 4 этапа
Кубка Самарской области. Причем организация только одного этапа стоит порядка
110 000 рублей – это минимум. Если давать рекламу, собирать зрителей,
анонсировать мероприятие бюджет соревнований достигает до 400 000 рублей.
На все 4 этапа мы от федерации мотоспорта получили только 100 000 рублей. Они
не готовы вкладываться в мотокросс.
«Мотогонщик по завершению карьеры может пойти работать на завод,
стать механиком или инженером-испытателем. Это технически подкованный
специалист, обученный навыкам работы с техникой еще в детстве».
Сейчас пошла такая тенденция,
ориентироваться только на олимпийские виды спорта. Словно из чиновников никто
не понимает, что от развития технических видов спорта, в конечном счете,
выигрывает экономика страны. Мотогонщик по завершению карьеры может пойти
работать на завод, стать механиком или инженером-испытателем. Это технически
подкованный специалист, обученный навыкам работы с техникой еще в детстве.
Мотокросс расширяет возможности. А куда пойдет лыжник работать по завершению
карьеры?»
![]() |
Леонид Козулин |
Мы
опубликовали комментарий руководителя тольяттинского мотокроссового клуба.
Однако оговоримся: в Татарстане дела обстоят не лучше, о чем нам рассказал организатор республиканских соревнований по
мотокроссу Леонид Козулин:
Для развития мотокросса необходима: материально-техническая база ,спортклубы, тренировочные базы, тренера. Необходимо освещать в сми и тв хотя бы те события ,которые проходят в Республике сегодня, чтобы люди видели насколько мотокросс зрелищный вид спорта.
В СССР в
Казани существовало 16 клубов, в каждом занималось более 50-ти мотогонщиков. А
чемпионат Татарстана по мотокроссу собирал больше спортсменов, чем сейчас Чемпионат
России. Если вернуться к истории, то в 70-е и 80-е году мотогонщики СССР не раз
становились чемпионами мира.
Сегодня
в Республике все умерло, просто ничего нет. Кроме того некоторые чиновники
высшего ранга сознательно не дают развиваться мотокроссу, приравнивая
спортсменов к байкерам. А это негатив.
Мы можем
потерять зрелищный вид спорта. При хорошей подготовке соревнований, обеспечения
всех норм безопасности, при хорошей рекламе аншлаг соревнований обеспечен.
Сейчас на своих соревнованиях в силу недостаточности средств не готов
обеспечить полную безопасность. По этой причине не приглашаю большого
количества зрителей, хотя с каждым разом посещаемость мероприятий растет.
ИНТЕРЕС
БИЗНЕСА
На коммерческих рынках
появляются расточки, которые в будущем должны принести плоды. Некоторые
компании, работающие в сфере развития детей и подростков, обнаружили
потребность в техническом образовании молодого поколения. «Идель» писал в
июльском номере этого года об организации летнего лагеря, где в программу
занятий входила езда на мотоцикле и обучение основам технической грамотности.
В Казани проект нашел
продолжение. До наступления зимних холодов дети продолжили обучение езде на
мотоцикле. К практическим занятиям добавились теоретические, цель которых
подробно рассказать об устройстве основных узлов мототехники.
Компании, работающие в сфере развития детей и подростков, обнаружили потребность в техническом образовании молодого поколения. |
А вы давно посещали соревнования по мотоспорту? Самое время
проявить интерес и поддержать молодых спортсменов зрительскими симпатиями. Тем
более, что за техническими видами спорта – будущее.
Журнал "Идель", октябрь 2014.
Комментариев нет :
Отправить комментарий