среда, 9 июля 2014 г.

Лирики без физиков

Чему обучать детей, чтобы сохранить промышленность и экономику в стране

Вспомнили о необходимости рабочих специалистов. Государство восстанавливает престиж среднего профессионального образования. Без технических кадров — нет ни промышленности, ни прогресса, ни инновационной экономики. Необходимость в синих воротничках, инженерах и новаторах очевидна. Но возникает вопрос: как вырастить поколение технарей?


МОЗГА РАЗБОР 

Каждому винтику свое место. Будем закручивать каждый и по очереди. Начнем с того, что в первой трети XX столетия вопрос индустриализации в СССР стоял остро. В этот период создавалась тяжелая промышленность нашей державы. Страна нуждалась в кадрах. Все понимали, что технические специалисты не вырастают на пустом месте. Их необходимо готовить. Причем с детства.

Если взглянуть на периодику для подростков тех лет, станет ясно, к чему приобщали молодое поколение. Не только в Союзе, но и в США в популярных журналах для молодежи обсуждались проблемы электрификации страны, разработки новых технологий и вооружений, освоения Севера.... Поколение, получившее такую информационную подпитку, решало через тридцать лет сложнейшие задачи эпохи.

На их время пришлись такие события, как запуск первой атомной электростанции и первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос и еще много вещей, для которых современное поколение next просто не подготовлено. Почему?

Мы потребляем совсем иную пищу для разума. Подростков кормят идеями о личностном росте и успехе в жизни. Яркими красками рисуют глянцевую картину мира, где нет места упорному и монотонному труду, но есть — работа в свое удовольствие. Сейчас развелось так много фотографов, блоггеров, психологов, артистов (тамада, ведущий мероприятий) и бизнес-тренеров. Представляете какое убогое будущее нас ожидает. Под вспышки фотокамер и залихвацкий голос шоумена мы окончательно «просрем все полимеры».



+1 К ТЕХНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ

Конечно, выход всегда есть. Стоит внести разнообразие в интеллектуальный рацион молодого поколения. Здорово, если заинтересовать ребенка техникой, например, мотоциклами....

Редакция журнала «Идель» приводит пример состоявшегося техническо-познавательного проекта для детей. Три десятка школьников в возрасте от 10 до 16 лет в течение десяти дней обучались езде на мотоциклах и получали базовые знания о двухколесной технике. Все это время дети жили и отдыхали в летнем лагере.

Предполагалось, что за десять дней проекта участники «научатся управлять мотоциклом, ремонтировать и обслуживать технику, разбираться в ней». Но главной целью программы значилось: «научить ребенка решать сложные задачи собственными силами». Сразу оговоримся мотолагерь ко всему прочему имел коммерческий успех. Бизнес первым уловил возникшую потребность: родители и дети наелись тренингами личностного роста и всякой творческой ахинеей, как мыловарение или фотосессиями в психоделических образах. А психологи окончательно уши засорили разговорами о счастливой жизни. Болтать — не гаечными ключами ворочать.

Мы решили составить краткое руководство по организации мотолагеря. Информация должна быть интересна работникам дополнительного образования. Автор текста ко всему прочему являлся одним из организаторов мотолагеря. Далее мы приводим самые значимые наблюдения. 


ИНСТРУКЦИЯ К ДЕЙСТВИЮ

Дети. Опыт показал, что оптимальный возраст участников подобных проектов от 13 до 17 лет. Дети помладше подходят к технике неосознанно. Для них игровая составляющая гораздо важнее. Они с интересом и восторгом крутили гайки, натягивали и смазывали цепь, регулировали тросики рычагов управления…. Но вопросами, как все это работает, они не задавались.

Элементы вождения младшим давались в разы тяжелее, чем их старшим товарищам. Незнание устройства техники влекло за собой трудности в обучении. Гораздо проще научиться трогаться с места, если иметь представление о работе сцепления. Но детям не хватало терпения — им хотелось играть. И это нормально. Но из-за этого страдала дисциплина. Младшие ее регулярно нарушали.

Мотоинструктора, которые были еще и вожатыми в эти моменты подвергались серьезному стрессу. Еще бы: как предугадать, что проказник сделает, сев на мотоцикл. Опыта работы с детьми у инструкторов было не так много, зато были прочные воспоминания о методах воспитания в армии. Дисциплина настигла непослушных сорванцов как лавина.

Как итог дети много отжимались и приседали. Через несколько дней муштры разучили команды «к бою» и «вспышка». А к концу смены ходили строем и пели армейские песни.

Подростки от 13 до 16 лет, которые были на проекте, наоборот быстро и легко осваивали знания. К тому же им было проще обращаться с техникой.

Мотоциклы для лагеря подбирались специально для детей. Взяли мини-мотоциклы, так называемые питбайки. На сегодня эти аппараты включены в регламент соревнований по мотокроссу в США. В России — только планируется, а пока на питбайках проводятся только любительские соревнования. Для проекта мы использовали 125-ти кубовые мотоциклы весом 70 кг. Было три таких аппарата и, разумеется, несколько комплектов защитной экипировки (шлем, мотоботы, панцирь, защита локтей и колен, очки), без которой к практическим занятиям дети не допускались.

Тренировочную площадку оборудовали на песчанном пляже. Такое покрытие исключало получение серьезных травм при падении. А также представлялось для детей сложным испытанием. Непросто учиться трогаться и ездить в песке. Но тяжело в учении, легко в бою. С освоением элементарных знаний площадку перенесли в лес, где было много широких троп и открытых полян.

Продолжительность занятий колеблилась от двух до четырех часов в день. Отдельное время выделялось на уроки по обслуживанию мотоцикла: замена моторного масла, натяжение цепи, протяжка и мелкосрочный ремонт.

В итоге к концу смены каждый ребенок мог самостоятельно провести осмотр техники, завести мотоцикл, тронуться с места и проехать несложный маршрут. Старшие подростки получили больше знаний. Травм на проекте не было. Максимум незначительные царапины и ушибы.

Илья Береснев, журнал "Идель", июль 2014 год.









Комментариев нет :

Отправить комментарий