понедельник, 22 апреля 2013 г.

Татарстанские маршруты

Любое путешествие начинается с первого шага. И чтобы исследовать свою родину, не обязательно, сломя голову, мчаться через всю страну из Калининграда во Владивосток. Стоит начать с малого. У нас в Татарстане много мест, которые действительно стоит посмотреть. И делать это можно и нужно самостоятельно. Короче - выезжайте за ворота и не бойтесь поворота.

Попутчики и единомышленники
Обычное для Запада явление – путешествие на автомобиле по своей стране. Западное мышление подвижно, человек мыслит категориями пространства – не случайно в США так высока мобильность населения, трудовая миграция из штата в штат и так развиты внутренний туризм и дорожная инфраструктура. Путешествия, поездки, смена привычной обстановки вырабатывают необходимое для жизни качество – гибкость мышления и подпитывают свежими эмоциями. Ну, а эстетика дороги (помните «Шапито-шоу»?) – это тема для отдельного разговора.

«Татарстан» задался вопросом: куда можно съездить в республике, чтобы и отдохнуть, и с пользой провести выходной день? Для первой поездки мы выбрали направление Казань – Болгар. Два из трех компонентов поездки – маршрут и компания единомышленников – были в наличии. Осталось решить вопрос с транспортом, и вот здесь пришлось проявить гибкость мышления.

Видимо, информация распространяется помимо человеческой воли, или мысли имеют неосязаемую силу – имею в виду свой интерес к автопутешествиям. Принялся наводить справки, какие автосалоны в городе готовы развивать внутренний туризм вместе с редакцией. И нашу идею охотно поддержали в автосалоне «АКОС», предоставив для поездки внедорожник Nissan X-Trail. Как оказалось, наши интересы совпадают – автосалон уже давно готовил проект по развитию эко-туризма в РТ, разрабатывал маршруты для автопутешествий.


В путь-дорогу
Мы выехали из города солнечным воскресным днем. Наш водитель Антон оказался своим парнем – с первых минут они с фоторедактором «Татарстана» Султаном Исхаковым нашли общий язык. Пока на передних креслах обсуждался предстоящий маршрут, я обустроил себе записной столик, опустив широкий подлокотник, и принялся фиксировать на бумаге детали нашей вылазки.

Антон решил поехать по челнинской дороге, дабы миновать заторы. Трасса залита солнечным светом, дорожное полотно хорошее, мы уверенно обгоняем вереницу большегрузов. Автомобиль движется – есть время узнать попутчиков поближе.

Антон родился в Западной Сибири в городе со сказочным названием Лангепас. Он рассказывает нам, что сейчас там белые ночи, как в Санкт-Петербурге, что в это время природа особенно красива. На минуту Антон задумывается и изрекает: «А как здорово на болотах, когда выбираешься за клюквой…».

На 853 километре остановились в кафешке с вполне приличной выпечкой. Успели как раз за пять минут до того, как в двери заведения хлынула толпа. Перекусили и тронулись.
Едем со средней скоростью 100-110 км/ч. Антон говорит, что это оптимальная скорость: и расход небольшой, и в случае экстренной ситуации всегда можно замедлить ход, среагировать.

Сколько раз отмечал для себя: в дороге общение между незнакомыми людьми бывает насыщенным, будто необходимо рассказать все, что знаешь и что тебе действительно интересно. Султан, например, рассказывал Антону историю развития фотографии.


Болгар
На подъезде к Болгарскому городищу мы подсчитали: при средней скорости 110 км/ч мы преодолели 180 км дорожного полотна за два с половиной часа (с учетом остановок), а бак опустел на 15 литров.

Мы с Антоном не успели закрыть двери авто, как Султан, сверкнув объективом, умчался в поисках сюжетов для съемки. Место живописное. Городище с белоснежными колоннами в окружении древних развалин, расположенное на крутом берегу, откуда открывается вид на Волгу, напоминает Акрополь.

Рядом с городищем находится музей хлеба. Таких в мире насчитывается около двадцати. Интерактивный музей истории земледелия и производства хлеба включает в себя комплекс зданий, в составе которого усадьба мельника, ветряная и водяная мельницы, пекарня, кузница, открытая экспозиция сельхозтехники, торговые ряды мастеров промыслов.

Припарковались мы напротив Белой мечети. Мужественный X-Trail, за «плечами» которого возвышались белые минареты, потребовал женского начала. Фотосессия в наши планы не входила, но девушка в легком платье цвета слоновой кости внесла коррективы в повестку дня. Увидел ее и побежал договариваться о фотосъемке. Девушка очаровала и наш экипаж, и наблюдавших за процессом фотосъемки туристов. В такую влюбиться - дело одного мгновения, одной мимолетной улыбки.



ГлухоманьНо нас ждала дорога, а «для любви это не место».
На обратном пути мы запланировали свернуть с трассы и поискать что-нибудь интересное в деревнях, чтобы было с чем сравнить официальный туристический маршрут. Увидев на холме храм из красного кирпича, съехали с дороги в село Бураково.

Мы попали в запустевшее село. Покосившиеся дома, ветхие заборы. Двигались по ухабистой дороге с крутыми уклонами. Признаюсь, запутались в проселочных дорогах и не знали, как подъехать к храму. Наконец, у разъезда дорог встретили женщину, которая показала дорогу.

Форсировали водную преграду в виде речки глубиною метр. У деревянного мостика веснушчатая девушка, зайдя по колено в воду, мыла посуду. Позже мы узнали, что это дочка Ирины Окашиной, учительницы истории местной школы, рассказавшей нам о селе.

Название села происходит от слова «бурак» - так называется цилиндрическое лукошко из бересты. Рассказывают, что в местных лесах было много грибов, орехов и ягод. Люди ходили в лес с заплечными бураками, так и закрепилось название за местом.

В царские времена здесь было поместье Трубниковых. За церковью стоял помещичий дом – его было видно издалека. Поместье, по словам Ирины Аркадьевны, было разрушено крестьянами в 1917 году. Рядом с храмом также располагалась начальная школа, которую основал Трубников.


Затерянный храм
Сам барин бывал в селе наездами. Пока он жил в Санкт-Петербурге, делами заведовал управляющий. Село отстраивалось и росло, в 1851 году здесь был возведен кирпичный храм.

Вокруг церкви всегда кипела жизнь. Здесь ежегодно проводили ярмарку, устанавливались карусели – так Ирине Аркадьевне рассказывала бабушка. В 1880 году был возведен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Придел имеет интересной формы кресты, в основании которых - отходящие в стороны лепестки, напоминающие полумесяцы. Сейчас никто уже не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть, но есть легенда, что батюшке не хватало средств на строительство придела, и ему помог мулла. А элементы на крестах – своего рода благодарность. Кровли у церкви уже нет, на самой верхотуре растет трава.

В сороковых годах прошлого века в храме устроили склад для хранения зерна. С тех пор он год за годом только разрушается. Обшарпанные стены местами еще сохранили лепнину и лазурную краску, а вот полы сняты – начинающие строители и архитекторы спокойно могут изучать фундамент. В часовне на мощных петлях висит огромная кованая дверь с еще рабочим засовом. Открываю ее - над головой толстые деревянные перекрытия…. взмывает ввысь напуганный голубь. Жутковато внутри.

Год за годом убывает и население Бураково. Сегодня в селе проживает около 50 жителей.
Мы уходим, Султан как бы на прощание щелкает затвором фотоаппарата. Но я-то знаю, что мы сюда еще приедем и привезем друзей. Это будет нашим собственным экскурсионным маршрутом, которого еще нет в каталогах туристических компаний.



Комментариев нет :

Отправить комментарий